БОЯНЫ БЕЛОГО КРЕСТА (НИКОЛАЙ ТУРОВЕРОВ; ИВАН САВИН; АРСЕНИЙ НЕСМЕЛОВ; ЮРИЙ БОРИСОВ)

 

Марина Цветаева (1892 - 1941) - Русская поэтесса. Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. Отец - И. В. Цветаев - профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский.

             Первые книги стихов "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь" (полностью посвящена мужу, С. Эфрону) вышли в 1910 и 1912гг.

             В 1918-22 вместе с малолетними детьми Цветаева находилась в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, посвящённые Белому Движению, составили цикл "Лебединый стан"). С 1922 — в эмиграции. Несмотря на неустроенность, трудные отношения с эмигрантскими кругами и бедственное материальное положение, в изгнании поэтессой создаются такие произведения, как последний прижизненный сборник стихов "После России" 1922-1925, 1928; "Поэма горы", "Поэма конца", обе 1926; лирическая сатира "Крысолов", 1925-26; трагедии на античные сюжеты "Ариадна", 1927, опубликована под названием "Тезей", и "Федра", 1928; последний поэтический цикл "Стихи к Чехии", 1938-39, при жизни не публиковался и др.) , проза: "Мой Пушкин" (1937), "Мать и музыка" (1935), "Дом у Старого Пимена" (1934), "Повесть о Сонечке" (1938), воспоминания о М. А. Волошине ("Живое о живом", 1933), М. А. Кузмине ("Нездешний ветер", 1936), А. Белом ("Пленный дух", 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) - своего рода эпистолярный роман.

           В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи не печатались. 31 августа 1941 покончила жизнь самоубийством в г. Елабуге, куда эвакуировалась с сыном (погиб на фронте в 1944-м) в начале войны.

 

(Источник)

 

Максимилиан Волошин — Выдающийся поэт и переводчик, блестящий критик, тонкий художник Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин) родился 28 мая 1877 года в Киеве в семье коллежского советника.

          Отец, Александр Максимович Кириенко-Волошин вел свою родословную от запорожских казаков. Предки матери, Елены Оттобальдовны, урожденной Глазер, были обрусевшими немцами. Как вспоминал сам поэт, он был "продуктом смешанных кровей (немецкой, русской, итало-греческой)".

          В четыре года мальчик потерял отца и воспитывался матерью. До 16-ти лет жил в Москве, учился в гимназии, начал писать стихи, занимался переводами Гейне. В 1893 году Максимилиан с матерью переезжает в Крым. В его жизни впервые появляются Феодосия с ее генуэзскими крепостям и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь, нагромождения древнего вулкана Карадаг. С Коктебелем будет связана вся жизнь поэта – об этом позаботилась сама природа: одна из гор Карадага поразительно похожа на профиль Волошина. Об этом в 1918 года писал и он сам: "И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой" (стихотворение "Коктебель").

          В 1914 году Волошин уезжает в Швейцарию, где участвует в постройке храма святого Иоанна, символа братства народов и религий, затем в Париж. Первая мировая война резко меняет интонации стихотворений поэта: в этот период стихи Волошина насыщены антивоенными мотивами ("Anno mundi ardentis", 1915). В 1916 году он возвращается в Россию, в Коктебель.

          Октябрьскую революцию поэт принимает как историческую неизбежность: испытание, посланное России. Революция и гражданская война способствовали еще одному серьезному превращению Волошина: ученик французских мэтров повернулся душой и помыслами к России. Главным образом его стихотворений этого периода становится Родина-мать, российская Богоматерь, свирепая и неприкаянная Русь ("Протопоп Аввакум", "Хвала Богоматери") и др.

          Во время гражданской войны, живя в Крыму, где часто менялась власть, Волошин сумел оказаться "над схваткой", спасая от смерти не "красных" и "белых", а просто – людей.

          После революции Волошин издает ряд философских поэм: "Путями Каина" (1921-1923); "Россия" (1924); стихи "Дом поэта" (1927), "Владимирская Богоматерь" (1929). В 1926 году поэт практически отходит от литературной деятельности: занимается написанием акварелей и картин, участвует в художественных выставках в Москве, Ленинграде, Феодосии, Одессе, Харькове. Дом в Коктебеле, при помощи второй жены Марии Заболоцкой, Волошин превращает в дом писателей и художников. Там бывали Максим Горький, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Андрей Белый, Александр Грин, Альберт Бенуа, Кузьма Петров-Водкин и многие другие. В 1931 году, за год до смерти, Волошин завещает дом Союзу писателей.

           Поэт умер от воспаления легких в Коктебеле 11 августа 1932 года. Похоронен, по его же просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты – холме Кучук-Енишар.

 

(Источник)

 

Георгий АдамовичРодился 19 (7 - ст.ст.) апреля 1894 (по другим сведениям - 1892) года в Москве в семье военного. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, участник второго "Цеха поэтов" (1918), приверженец акмеизма и один из учеников Н.Гумилева. Первая поэтическая книга Адамовича "Облака" (1916) получила в целом благожелательный отзыв Гумилева. Второй сборник Адамовича "Чистилище" увидел свет в 1922 году, следующую же поэтическую книгу, "На Западе", эмигрировавший в 1924 году поэт сумел издать только в 1939 году. В эмиграции Георгий Адамович регулярно выступал с критическими статьями и эссе, печатался в журнале "Звено", с 1928 года - в газете "Последние новости", где он вел еженедельное книжное обозрение. В сентябре 1939 года поэт записался добровольцем во французскую армию, считая, что не вправе оставаться в стороне, и после разгрома Франции был интернирован. В послевоенные годы он пережил недолгий период иллюзий относительно обновления в СССР: в конце 1940-х годов его статьи публиковались в просоветских газетах, в 1947 году он издал на французском языке книгу "Другая родина". В 1955 году вышла книга эссе "Одиночество и свобода". В 1967 году была опубликована итоговая книга критических статей Адамовича "Комментарии", в том же году в США увидел свет его итоговый поэтический сборник "Единство". Поэт был крайне требователен к своему творчеству и за свою жизнь опубликовал менее ста сорока стихотворений, а также ряд переводов, которые делались в основном для петроградского издательства "Всемирная литература". Умер Георгий Адамович в Ницце 21 февраля 1972 года.

 

(Источник)

 

Николай Гумилёв (3 (15) апреля 1886, Кронштадт — август 1921) — русский поэт.  Родился в семье морского врача Степана Яковлевича Гумилёва (1836—1920). Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (1854—1942).

Первая публикация — 8 сентября 1902 — стихотворение «Я в лес бежал из городов…» в газете «Тифлисский листок» за подписью К. Гумилёв. В 1905 издал первый сборник стихов под названием «Путь конквистадоров». Впоследствии, однако, называл эту книгу «ученическим опытом».

С 1907 Николай Гумилёв много путешествовал. Побывал в Италии, во Франции. В 1908 издал сборник «Романтические цветы». Находясь в Париже, издавал литературный журнал "Сириус", но вышло только 3 номера журнала.

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привез в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию.

В 1910 вышла книга «Жемчуга», в которую как одна из частей были включены «Романтические цветы». В состав «Жемчугов» входит поэма «Капитаны», одно из известнейших произведений Николая Гумилёва. 25 апреля того же года, в Николаевской церкви села Никольская Слободка венчается с Анной Андреевной Горенко (Анной Ахматовой).

В 1911 при активнейшем участии Н. Гумилёва был основан "Цех поэтов", в который, кроме самого Н. Гумилёва, входили, в частности, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и др. Заявление о появлении нового художественного течения — акмеизма.

В 1912 был издан сборник «Чужое небо», в котором, в частности, былы напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки». 18 сентября того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.

В 1914—1918 годах находился в действующей армии, затем — в штабе Русского экспедиционного корпуса в Париже.

Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 24 декабря 1914 г. № 30 награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 января 1915 г. № 148б г. № 30 награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

В 1916 вышел сборник «Колчан», в который вошли некоторые стихи на военную тему.

В 1918 была издана африканская поэма «Мик», а также сборник «Костёр». 5 августа Состоялся развод с Анной Ахматовой.

В 1919 женится на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н. А. Энгельгардта.

В 1920 участвует в организации Петроградского отдела Всероссийского Союза писателей.

В 1921 Николай Гумилёв опубликовал два сборника стихов: «Шатер», написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке, и «Огненный столп», в который вошли такие значительные произведения, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели».

В том же году 3 августа Николай был арестован, по подозрению в участии в заговоре, руководимой В. Н. Таганцевым Петроградской боевой организации и расстрелян, хотя впоследствии было доказано, что поэт не имел отношения к этому заговору, да и сам заговор был сфабрикован.

24 августа вышло постановление Петроградской Губчека о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек). Дата, место расстрела и захоронения неизвестны.

 

(Источник)

 

 Георгий Иванов (1894-1958) - С отроческих лет и до последних дней поэзия для Г.Иванова оставалась средоточием его жизненных интересов. Первое стихотворение было напечатано в 1910 г., первый сборник («Отплытье на о. Цитеру») вышел в 1912 г. По рекомендации Гумилёва, рецензировавшего этот сборник, Г.Иванов был принят в Цех поэтов — кружок, в котором художественное мастерство ценилось превыше всего. Общение с участниками Цеха (Гумилёвым, Мандельштамом, Лозинским, Зенкевичем, Ахматовой) стало для Г.Иванова наилучшей школой вкуса, артистизма, художественной образованности. Уже ко времени выхода «Горницы» (1914) юный поэт, по словам Гумилёва, «дорос до самоопределения».

За «Горницей» последовали «Памятник славы» (1915) и «Вереск» (1916). Следующая книга вышла только в начале нэпа. Это были знаменитые «Сады» — лучший сборник петербургского периода Г.Иванова.

Осенью 1922 г. Г.Иванов уехал на Запад. Год он прожил в Берлине, а с 1923 г. обосновался во Франции. В эмиграции он создал ещё четыре поэтических сборника. В своих стихах 1920—1950-х гг. («Розы», «Отплытие на остров Цитеру», «Портрет без сходства», «Стихи 1943—1958») он проходит через круг настроений «парижской ноты», через отчаяние, нигилизм, разъедающую иронию, мистические прозрения, интерес к истории, лирику дневникового характера. Но всегда в художественных поисках ему сопутствовало чувство меры, тонкий вкус, культура стиха, мастерство, поэтичность. Эмигрантская критика не раз провозглашала его лучшим русским зарубежным поэтом.

 

(Источник)

 

Иван Бунин (1870, Воронеж- 1953, Париж) - писатель. Род. в старинной обедневшей дворянской семье. Детство Бунин провел в небольшом родовом имении в деревенской глуши Орловской губ.  В 1881-1886 Бунин учился в Елецкой гимназии, к-рую не закончил. Он очень тосковал по дому, плохо учился и после начавшегося нервного расстройства был взят домой. Обучение Бунина продолжил его старший брат Юлий, отсидевший в тюрьме народник-чернопеределец, воспитавший в Бунине вольнолюбие и сострадание к обездоленным. Свои первые стихи и рассказы Бунин напечатал в 17 лет. После литературно-критической статьи о знакомом поэте-самоучке Бунин был приглашен на работу в редакцию газ., где выполнял обязанности от корректора до театрального критика. Много ездил постране и жил только лит. трудом. К 30 годам Бунин уже стал известным писателем, знакомым с Горьким, Куприным, Чеховым, Рахманиновым, Шаляпиным. Рассказы "Танька", "Антоновские яблоки", сб. стихов "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло поражали художественно отточенным языком, виртуозностью и в то же время простотой, энергической точностью, звуча как откровение. Бунин был избран почетным академиком и почетным членом Общества любителей росс. словесности. В 1900 Бунин смог впервые уехать в заграничное путешествие. Никогда не имевший и не желавший иметь свой дом, он жил вечным странником, объездившим Европу, Азию, Ближний Восток и Африку, но всегда находившим место и время для лит. работы. В 1915 вышло в свет его "Полное собрание сочинений" в 6 томах в издательстве А.Ф. Маркса. В 1915-1916 были изданы "Чаша жизни" и "Господин из Сан-Франциско" - лучшее, что было написано Буниным в дореволюционной России. Бунин встретил резким неприятием Февральскую и Октябрьскую рев. Не принимавший ни социализма, ни коллективизма, Бунин решил уехать и в 1920 вместе с женой покинул Россию. За 33 года, прожитых во Франции, страна не стала для него родной, но он нашел в себе силы для работы. Его роман "Жизнь Арсеньева" получил в 1933 Нобелевскую премию "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер". Во время фашистской оккупации Франции Бунин отказался от сотрудничества с нацистами; прятал скрывавшихся евреев. В 1937-1945 жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в кн. "Темные аллеи", к-рую Бунин считал "самой совершенной по мастерству". Приветствуя победу СССР над фашизмом и мучаясь от разлуки с родиной, Бунин никогда не смирился с тем общественным строем, к-рый был установлен в России. Бунин писал воспоминания, приводил в порядок архив и пытался работать вплоть до последнего дня жизни.

 

(Источник)

 

Владимир Набоков (1899-1977) - прозаик, поэт (псевдоним - В.Сирин).

Родился 22 апреля (5 мая н.с.) в Петербурге в семье государственного деятеля, члена I Государственной думы от кадетской партии, впоследствии Управляющего делами Временного правительства Набокова Владимира Дмитриевича.

Выросший в одной из богатейших семей России, окруженный любовью взрослых, получивший превосходное домашнее образование ("научился читать по-английски раньше, чем по-русски", серьезно увлекся энтомологией, шахматами и спортом), Набоков прожил счастливые детство и юность, воспоминания о которых будут постоянно возникать на страницах его книг.

Окончил Тенешевское училище, одно из лучших учебных заведений Петербурга. В 1916 опубликовал свой первый сборник стихотворений.

Октябрьская революция с ее идеями и преобразованиями заставила семью Набоковых в 1919 навсегда покинуть Родину. Будущий писатель прибывает в Англию, хорошо знакомую с детства страну, чтобы продолжить образование. За три года он окончил Тринити-колледж в Кембридже, где изучал романские и славянские языки и литературу.

Литературная известность пришла к Набокову после выхода в свет в 1926 романа "Машенька" . В это время он жил в Германии; уже год был женат на В.Слоним, ставшей его верной помощницей и другом. Ему приходилось много подрабатывать уроками.

Отношения с эмигрантами-литераторами не сложились, друзей у него не было. Только к Ходасевичу он на протяжении всей жизни сохранил хорошее и ровное отношение. В этот период были написаны рассказ "Возвращение Чорба" (1928), повесть "Защита Лужина" (1929 - 30), романы "Камера обскура" (1932 - 33), "Отчаяние" (1934), "Приглашение на казнь" (1935 - 36), "Дар" (1937).

В 1937 Набоков уезжает из фашистской Германии, опасаясь за жизнь жены и сына, сначала в Париж, а в 1940 - в Америку. С этого времени начинает писать на английском языке, публикуясь под своим настоящим именем - Набоков. В это же время преподает в американских университетах. Первый англоязычный роман - "Истинная жизнь Себастьяна Найта", затем последовали "Под знаком незаконнорожденных", "Другие берега" (1954), "Пнин" (1957). Знаменитая "Лолита" (1955) была написана им и на русском, и на английском языках. Этот роман принес ему материальную независимость.

В 1959 Набоков возвращается в Европу. С 1919 у него не было своего дома. Он жил в пансионатах, снимал квартиры, занимал профессорские коттеджи, и, наконец, шикарный "Палас-отель" в Монтрё (в Швейцарии) стал его последним пристанищем.

В 1964 он опубликовал свой перевод на английский язык "Евгения Онегина" А.Пушкина (в четырех томах с обширными комментариями). Он перевел на английский также лермонтовского "Героя нашего времени", "Слово о полку Игореве", многие лирические стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

В.Набоков скончался 12 июля 1977 в Монтрё. Похоронен на кладбище в Кларане (близ Монтрё).

 

(Источник)

 

Владимир Корвин-Пиотровский (1891, Белая Церковь - 2.04.1966, Лос-Анджелес) - поэт, драматург.

Родом из дворян. Во время Гражданской войны был в Белой армии артиллерийским офицером. Эмигрировал в Берлин в 1920. Публиковался во многих периодических изданиях, заведовал отделом поэзии в журнале "Сполохи" (1921 - 1923). С 1939 жил в Париже. Активно участвовал в движении Сопротивления. С 1953 жил в Лос-Анжелосе. Постоянный сотрудник журнала "Новый журнал".

Как поэт и драматург, продолжающий традицию русского романтизма, занимает особое место в литературе Зарубежья. Основные произведения: "Полынь и звезды" (Берлин, 1923); "Святогор - скит" (Берлин. 1923); "Беатриче. Сборник пьес" (Берлин, 1929); "Воздушный змей" (Париж, 1950); "Поражение" (Париж, 1960); "Поздний гость" в 2-х тт. (Вашингтон, 1968 - 1969).

 

(Источник)

 

Юрий Терапиано (21.10. 1892, Керчь - 3.07.1980, Ганьи, Франция)- поэт, критик. 

Получил юридическое образование в Киеве (1916). Участвовал в Гражданской войне в Рядах Белой армии. Эмигрировал в Париж, здесь стал одним из основателей и председателем "Союза молодых поэтов и писателей" (1925). Член поэтической группы "Перекресток". Первый поэтический сборник - "Лучший звук" (Мюнхен, 1926). Пользовался признанием как поэт, но особую известность приобрел как литературный критик. Печатался в 1945 - 1955 в газете "Новое русское слово", затем - в газете "Русская мысль". Автор книг воспоминаний: "Встречи" (Нью-Йорк, 1953), "Литературная жизнь русского Парижа за полвека" (Париж, 1986).

Поэтические сборники: "Бессонница" (Берлин, 1935); "На ветру" (Париж, 1938); "Путешествие в неизвестный край" (Париж, 1946); "Странствие земное" (Париж, 1951); "Паруса" (Вашингтон, 1965); "Избранные стихи" (Вашингтон, 1963).

Автор вступительной статьи и составитель антологии эмигрантской поэзии "Муза диаспоры" (Франкфурт-на-Майне, 1960).

 

(Источник)

 

Борис Волков (1894-1953) - участник Белого движения в Сибири, георгиевский кавалер. В 1919 г. ушел из России через монгольскую границу. Жил в Иране, Японии, Китае. В середине 1920-х годов перебрался в США.

 

(Источник)

 

Владимир Смоленский (1901-1961) - родился и вырос в отцовском имении под Луганском, который входил тогда в Область Войска Донского. Его отец, полковник, потомственный донской казак, служил в жандармском полицейском управлении и был расстрелян большевиками на глазах сына. С 1919 г. Владимир Смоленский воевал в Добровольческой армии, с которой и эвакуировался из Крыма. Жил в Тунисе, потом во Франции. Работал на металлургических и автомобильных заводах. Среднее образование закончил в русской гимназии в Париже. После обучения в Высшей коммерческой школе работал бухгалтером.

 

(Источник)

 

Николай Евсеев (1891-1974) - казачий поэт, участник белого движения; с 1920 в эмиграции (Турция - Югославия, Франция). Сборники стихов: "Дикое поле" (1963), "Крылатый шум" (1965).

 

Василий Сумбатов – Поэт, князь.

Родившийся в Петербурге, в 1893 г. кн. Сумбатов начал свое образование в Пажеском корпусе. После смерти отца, он покинул корпус, переехал в Москву к тетке и продолжил ученье в Дворянском пансионе.

Как только началась война, кн. Сумбатов пошел добровольцем на фронт. Был ранен и отправлен в госпиталь в Царском Селе. По выздоровлении, был командирован в свой родной Пажеский корпус для прохождения офицерских курсов.

Окончив курс, Сумбатов возвратился на фронт в Елизаветградский полк. Снова был ранен тяжело, и долго лежал в клинике в Киеве. В Москву вернулся в самый разгар революции, никого из своих там не нашел. Вскоре женился на дочери директора 4-ой мужской гимназии, Елене.

В 1919 г. Сумбатовы попали в Рим, где прожили 40 лет, позже переехав в Больцано, а затем в Ливорно. В Риме Сумбатов работал, как миниатюрист в Ватикане. Также был консультантом по военным формам, когда ставились фильмы из русской жизни, и рисовал костюмы для театра и кино.

К несчастью, стал терять зрение - разрыв сетчатки в глазах и последние 13 лет прожил слепым. Поэт Сумбатов выпустил всего два маленьких сборника, первый, "Стихотворения", издан в Милане в 1957 г. В 1969 г. в Ливорно вышел второй сборник "Прозрачная тьма", который автор диктовал жене уже будучи слепым. Скончался в Ливорно 6 июля 1977 г.

 

(Источник)

 

Дмитрий Кленовский (1893-1977) - Попал за рубеж после второй мировой войны, но в сущности был внутренним эмигрантом всю жизнь. Издав первый сборник юношеских стихав в 1917 г., не считал возможным писать в Сов. Союзе даже для себя, как принято там говорить «в стол».

За годы жизни за рубежом издал 9 сборников.

 

(Источник)

 

Константин Бальмонт (1867 - 1942) - Поэт, критик, эссеист, переводчик Константин Дмитриевич Бальмонт родился в Шуйском уезде Владимирской губернии. Дебютировал стихотворениями в журнале "Живописное обозрение" в 1885 г. Первый "Сборник стихотворений" в Ярославле в 1890 г. В 1892 г. первое заграничное путешествие в Скандинавию. Отдыхал в Эстонии в 1903 (Мерекюла), 1905 гг. (Силламяэ). В 1905 - 1913 гг. жил за границей. В Вильнюсе побывал с лекцией "Поэзия как волшебство" в марте 1914 г. Летом 1920 г. легально выехал (на полгода) из советской России, не приняв большевистской власти, через Эстонию и Германию во Францию и не вернулся. В эмиграции написал множество стихов, проникнутых любовью и тоской по Родине, верой в её будущее.

 

Николай Оцуп  (1894-1958) - русский поэт. Брат Г. А. Раевского. С 1922 в эмиграции (Берлин, Париж). Редактор журнала "Числа". Поэтические сборники "Град" (1921), " В дыму" (1926), "Встреча" (1928), "Жизнь и смерть" (т.1-2, издан в 1961), "Дневник в стихах" (1950). Проза, в т. ч. роман о парижской эмиграции "Беатриче в аду" (1939). Пьеса на библейский сюжет "Три царя" (1958). Статьи о русской литературе, в т. ч. о Н. С. Гумилеве, С. А. Есенине, А. Белом, - в сборниках "Современники" и "Литературные очерки" (оба 1961).

См. также: Николай Оцуп

 

Вячеслав Иванов (1866 - 1949) -поэт. Родился 16 февраля (28 н.с.) в Москве в семье служащего. В пять лет потерял отца, и воспитательницей будущего поэта стала мать, романтически настроенная женщина, в душе которой восхищение перед Белинским уживалось с любовью к церковности. Круг ее увлечений был первой "духовной родиной" Иванова.

После окончания гимназии учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1886 уезжает в Германию, чтобы работать в семинаре знаменитого историка Момзена.

В 1903 он издает сборник стихов "Кормчие звезды", принесший ему громкую известность, затем сборник "Прозрачность" (1904) и трагедию "Тантал" (1905), упрочившие его славу. Как поэт он не оказал заметного воздействия на развитие русской поэзии, но в разработке и обосновании теории русского символизма ему принадлежит решающая роль.

В 1905 возвращается в Россию и поселяется в Петербурге. Квартира четы Ивановых в выступе над пятиэтажным домом на Таврической улице на долгие годы получает наименование "башни" и вскоре становится одним из центров русской культурной жизни, где по средам к полночи собирались литераторы, художники, актеры, философы, ученые и общественные деятели всех направлений, чтобы читать стихи, выступать с докладами, обмениваться идеями, спорить.

События первой мировой войны взволновали поэта, но он стремился сохранить философское спокойствие. Он пытается истолковать исторические судьбы России в контексте судьбы всего человечества, чему посвящает лирико-философский цикл "Человек".

Октябрьская революция и ее идеи остались глубоко чуждыми Иванову. После периода лояльного сотрудничества с Советской властью (1918 - работа в театральном отделе Наркомпроса, 1920 - 24 - должность профессора, затем ректора Азербайджанского государственного университета) Иванов эмигрирует в 1924 в Италию, сохранив советский паспорт и гражданство, что впоследствии помешает ему быть избранным профессором Флорентийского и Каирского университетов. Иванов живет в Риме, занимается переводами: он переводит на русский язык Данте, на европейские языки - свои стихи. В 1925 публикует "Римские сонеты".

Во время второй мировой войны вернулся к поэзии. В стихотворном "Римском дневнике 1944 года" возникают воспоминания долгой жизни, образы "мрачной кутерьмы" - тяготы войны и ужасы немецкой оккупации "Вечного города". Умер Вяч. Иванов в Риме 16 июля 1949.

 

(Источник)

 

Сергей Маковский (1877-1962) - Сергей Маковский - сын известного художника К. Маковского, поэт,художественный критик, устроитель многих художественных выставок.

С 1898 года публиковал искусствоведческие работы, трехтомное собраниекоторых вышло в 1906-1913 гг. под заглавием "Страницы художественнойкритики". Пользовался широкой известностью как меценат и организаторвыставок русского искусства за границей. Редактировал журналы "Старыегоды" и "Русская икона".

В 1906-1908 гг. читал лекции по истории искусства в Рисовальной школеОбщества Поощрения художеств. В 1907 г. вместе с А. Бенуа участвовал в созданиижурнала "Старые годы". В 1909 г. основал журнал "Аполлон",преемник "Мира искусства", задача которого заключалась в том, чтобысплотить все художественные силы "вокруг алтарей стиля и гармонии". Втом же году был организован знаменитый "Салон Маковского", по образцупарижского Салона, - в комнатах дворца Меншикова на Васильевском острове вПетербурге, где свои произведения - живопись, графику, скульптуру,архитектурные проекты выставляли главным образом "мирискусники".

Идею Маковского позаимствовал В. Издебский, также организовавший свойСалон.

Маковский по своим взглядам был ближе "мирискусникам" исимволистам, хотя и стремился объединить все художественные группировки в"единое русское искусство". Это, понятно, удавалось не всегда.Маковский был рафинированным эстетом, за что его противник, футурист Н. Кульбинназывал его иронично "моль в перчатках". В 1910 г. Маковский былорганизатором выставки "Мир искусства" в Париже. Его книги:"Русская графика" (1916), "Силуэты русских художников"(1921), последняя написана уже в эмиграции.

Эмигрировал в 1920 году в Прагу, затем - в Париж. Был одним изредакторов газеты "Объединения русских писателей в Париже". Вэмиграции печатал стихи в периодике, издал 8 поэтических сборников, книгустатей "Портреты современников" и мемуары "На Парнасе Серебряноговека".

В мемуарах С. Маковского воссоздается яркая картина литературной ихудожественной жизни предреволюционного Петербурга - Петрограда. Его мемуары истатьи широко используются специалистами для изучения культуры серебряноговека.

Его критико-аналитические статьи, посвященные поэтам и художникам,отличаются афористичной образностью характеристик. Показательна, например, егохарактеристика М.В. Добужинского "Калиостро, превращающий в графическийузор странную душу Петербурга". В двух книгах "Портреты современников"(Нью-Йорк, 1955), собраны его воспоминания и статьи о Вяч. Иванове, З.Н.Гиппиус, И. Анненском, М. Волошине и др., а также воссоздается историялитературной мистификации Черубины де Габриак, заинтриговавшей редакцию"Аполлона" и весь литературный Петербург.

 

(Источник)

 

Александр Кондратьев (1876-1967) - Родился в Петербурге в семье директора типографии. Учился в 8-й петербургской гимназии, директором которой был И. Анненский. В 1902 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил на службу в Министерство путей сообщения.

      С 1903 г. печатался в «Новом пути», обратил на себя внимание З. Гиппиус, стал постоянным сотрудником «Весов», «Золотого руна», «Перевала», «Аполлона», «Сатирикона»

      Являлся завсегдатаем вечеров у Федора Сологуба, бывал на «башне» Вяч. Иванова. Выпустил поэтические сборники «Стихотворения» (1905) и «Черная Венера» (1909), а также мифологический роман «Сатиресса» (1907), сборники мифологических рассказов «Белый козел» (1908) и «Улыбка Ашеры» (1911).

      Зимой 1918 г. уехал в Крым, оттуда в Дорогобуж под Ровно на Волыни, вошедшей в состав Польши (ныне территория Украины), где и прожил до сентября 1939 г., сотрудничая в русских газетах Варшавы, Берлина, Риги, Вильно, — в частности, публикуя любопытные мемуарные очерки. Издал демонологический роман «На берегах Ярыни» (1930), книгу сонетов «Славянские боги» (1936), книгу стихов «Вертоград небесный» под одной обложкой в совместном с Георгием Клингером и Львом Гомолицким сборнике (Варшава, 1937).

      С приходом Красной армии пробрался на занятые немцами польские территории, после — Вена, Берлин, Белград, лагерь для перемещенных лиц в Триесте, дом престарелых в Швейцарии. В 1957 г. жил в США, где и умер 26 мая 1967 г. в г. Наяк (шт. Нью-Йорк).

 

(Источник)

 

Любовь Столица (1884—1934) - Любовь Никитична Столица, урожденная Ершова родилась в купеческой семье. Окончила историко-филологическое отделение Высших женских курсов. Первые стихи Столицы появились в 1906 г. в журналах «Современный мир», «Современник», «Нива», «Новое вино». Столице принадлежат поэтические сборники «Раиня» (1908), «Лада» (1912), «Русь» (1915). Основная тема поэзии Столицы — воспевание языческой Руси, которую поэтесса воспринимает как буйную, необузданную стихию. Ряд стихов Столицы были положены на музыку А. Гречаниновым и Р. Глиэром.

Столица принимала участие в женском движении, сотрудничала в журналах «Женское дело», «Мир женщины», «Современная женщина». В последнем она опубликовала статью «Новая Ева», посвященную различным типам раскрепощенной женщины, стремящейся к равноправию с мужчиной во всех сферах жизни. Этой же теме посвящена и ее поэма «Елена Деева» (1916), написанная по образцу «Евгения Онегина». Героиня поэмы, познав все соблазны большого города и разочаровавшись в жизни и в любви, подобно кавалерист-девице Дуровой переодевается в мужское платье и, оседлав коня, отправляется сражаться на германский фронт. Столице принадлежит также ряд пьес, ставившихся в Камерном театре и «Летучей мыши» Н. Балиева, и критических статей о поэзии. В 1920 г. она эмигрировала и поселилась в Болгарии.

 

Булыгин Павел Петрович (1896 - 1936)  - Родился 23 января / 5 февраля 1896 г. в г. Владимире в дворянской семье. Племянник министра внутренних дел Российской империи Александра Григорьевича Булыгина. Окончил гимназию и Александровское военное училище в Москве. Офицер. Поэт, писатель. Участник 1-й мировой войны, корниловского Ледяного похода (1918). Принимал участие в боях Белой армии. Эмигрировал в Константинополь, затем через Харбин вернулся в Россию. Воевал в армии адмирала А. В. Колчака. Порученец адмирала Колчака, принимал участие в расследовании убийства царской семьи. Через Владивосток, Харбин и Белград добрался до Парижа. В 1921-1922 гг. жил в Берлине, некоторое время - в Риге и Каунасе. С 1924 по 1934 гг. жил в г. Аддис-Абеба (Абиссиния (Эфиопия)). Работал военным инструктором и управляющим государственной кофейной плантацией. Печатался в журнале "Наш огонек" (Рига), в газетах "Слово", "Сегодня", "Сегодня вечером" (Рига), "Руль" (Берлин), "Возрождение" (Париж), "Молва" (Варшава) и др. В 1934 г. получил приглашение старообрядческой общины Литвы образовать поселение "Балтика" (по др. сведениям, "Балтия") в Парагвае у слияния рек Парана и Парагвай, что он и осуществил. Благодаря дружбе с президентом Парагвая земельный участок и строительные материалы ему были выделены бесплатно, под честное слово заплатить "когда-нибудь потом". Скоропостижно скончался 17 февраля 1936 г. близ г. Асунсьон (Парагвай).

(Источник)

 

Владимир Александрович Петрушевский родился 4 февраля 1891 года (по ст. ст.) в Москве. Его отец – генерал Александр Васильевич Петрушевский – во время Боксерского (Ихэтуаньского) восстания в Северном Китае (1899–1901 гг.) был направлен на службу на Дальний Восток, где остался на постоянное жительство, приписавшись к Уссурийскому казачьему войску. В. А. Петрушевский с раннего детства жил с родителями на Дальнем Востоке. В 1908 году он окончил Хабаровский кадетский корпус и поступил в Михайловское артиллерийское училище, но уже в 1909 году перевелся для продолжения учебы в Николаевское кавалерийское училище в С.-Петербурге, по окончании которого в 1911 году в звании хорунжего казачьей "царской" сотни был зачислен для прохождения службы в Уссурийский казачий дивизион.

С началом первой мировой войны, опасаясь, что его дивизион не будет направлен на фронт, В. А. Петрушевский добился зачисления в уходивший в действующую армию 5-й Гусарский Александрийский Ее Величества полк, в составе которого принимал участие в сражениях первой мировой и гражданской войн.

Работая в эмиграции на о. Ява, В. А. Петрушевский издал пять брошюр по вулкановедению, неоднократно участвовал в работе научных съездов и конференций.

В 1950 году он переехал с о. Ява, где один из вулканов в его честь был назван "Петруш", на жительство в Австралию и, получив за многолетнюю работу пенсию от правительства Голландии, буквально вплоть до свалившей его в 1960 году тяжелой болезни активно участвовал в деятельности различных российских зарубежных церковных, военных и казачьих организаций; печатался в ряде австралийских изданий. Его стихи в 1950 – 1980-е годы публиковались в журналах российского и казачьего зарубежья, среди них "Донской Атаманский Вестник", "Кубанец", "Горско-Казачья станица", "Вестник Первопоходника", "Зарубежная Русь", "Общеказачий журнал", "Свободное слово Руси" (все – США), "Сполох" (Австралия), "Военная быль" и "Информационный бюллетень музея лейб-гвардии Казачьего Ее Величества полка" (оба – Франция).

Скончался В. А. Петрушевский 30 августа 1961 года в Сиднее (Австралия). В 1966 году в память о нем Округом Корпуса Императорской Армии и Флота в Сиднее был издан состоящий из пяти разделов сборник его стихов "В. А. Петрушевский". На титульном листе сборника об авторе сказано: "Поэт. Патриот. Солдат. Вулкановед. Книголюб. Нумизмат. Общественный деятель".

В связи с этим следует отметить, что в 1922 году, при эвакуации из Владивостока, В. А. Петрушевский сумел вывезти за границу и весь сорокалетний период жизни в изгнании бережно хранил богатую, во многом уникальную военную библиотеку, долгие годы собиравшуюся его дедом-генералом. Да и сам В. А. Петрушевский, будучи не только ученым-исследователем в сфере сейсмографии и талантливым поэтом, но и большим любителем и знатоком русской старины, сумел существенно пополнить эту библиотеку, а также собрал прекрасную коллекцию монет и раритетов.

Сегодня имя и немалое стихотворное наследие уссурийского казака полковника В. А. Петрушевского хотя и медленно, но возвращаются в Отечество, судьбе которого он посвятил самые проникновенные поэтические строки. "Буду безгранично счастлив, – писал поэт, – если мои стихи заставят сильнее забиться сердца русских патриотов, находящихся на чужбине, и вдохнуть в них надежду и веру в светлое и славное будущее дорогого нашего Отечества".

К. Н. Хохульников,

Ростов-на-Дону

(Источник)

См. также: Ея Величества царский гусар

 

 

Леонид Евсеевич Ещин (1897-1930) родился в 1897 году в Нижнем Новгороде. Учился в Московском университете. В гражданской войне в звании прапорщик участвовал в Добровольческой армии в отряде генерала Перхурова. Был участником восстания Бориса Савинкова в Ярославле. В чине капитана служил адъютантом у генерала Викторина Михайловича Молчанова, оперативные сводки составлял в стихах. Во Владивостоке, там же В 1921 году в газете "Руль" во Владивостоке Ещин публиковал свои статьи, там же во Владивостоке вышел и его сборник "Стихи таежного похода".

Эмигрировал в Китай в Харбин. Тосковал по России, пил горькую. Ещина под именем Евсеева вывела в своём романе "Возвращение" Наталья Ильина. Вот фрагмент из стихотворения поэта Арсения Несмелова "Леонид Ещин":

Был ты голым, и был ты нищим,

Никогда не берег себя,

И о самое жизни днище

Колотила тобой судьба.

В 1930 году в Харбине Леонид Ещин покончил жизнь самоубийством в возрасте 33 лет.

 

Князь Николай Всеволодолвич Кудашев (1903-1978) родился в Кременчуге. В 1919 году из шестого класса реального училища он вступает вольноопределяющимся в Белую армию, и с батареей, входившей в состав 3-го конного корпуса генерала Шкуро уходит в поход. После контузии переводится на бронепоезд «Дозорный», а затем с командой разведчиков 135-го пехотного полка участвует в десантной операции, которая закончилась гибелью полка, описанной им в стихотворении «135-й пехотный».

Раненый и чудом спасшийся Коля Кудашев приказом Главнокомандующего Русской Армии генерала барона П.Н.Врангеля направлен в Феодосийский Интернат при Константиновском Военном Училище, впоследствии вместе со сводным Полтавско-Владикавказским Корпусом преобразованный в Крымский Кадетский Корпус (где учился тогда и Ростислав Устинов -- будущий Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший Митрополит Виталий. -- Прим. МИТ)

Корнет 12-го Гусарского Ахтырского полка князь Николай Кудашев в Югославии

Окончив корпус в Югославии со вторым выпуском, князь Н.Кудашев выходит в Николаевское Кавалерийское Училище, и после производства в корнеты направлен в 12-й Гусарский Ахтырский полк, несет службу в пограничных войсках этой страны. В 1941 году князь один из первых добровольцев -- в рядах Русского Корпуса, а впоследствии -- в составе Р.О.А. По окончании войны князь Кудашев перенес ужас предательства в Платлинге. По выходе из плена, за противодействие насильственной репатриации русских людей в СССР он был арестован оккупационными властями.

По приезду в Америку, невзирая на тяжелые условия жизни (в течение многих лет был простым рабочим на пищеперерабатывающем комбинате. -- МИТ), Николай Всеволодович существенно помогал многим русским выехать из Германии и обосноваться в Америке. Князь Кудашев был одно время председателем Кадетского Объединения в Нью-Йорке, и до последнего дня состоял старшиной Объединения. Николай Всеволодович Кудашев -- автор поэтического сборника «Тени», опубликованного в 1978 году.

Н. Козякин (Источник)

 

ПАВЕЛ ПОЛЯКОВ. Конвоец генерала барона П.Н.Врангеля, выдающийся казачий поэт атаман П.С.Поляков (1902 – 1991). Заметную роль в жизни Павла Сергеевича Полякова, его становлении сыграл отец — казак станицы Березовской, Области Войска Донского, полковник Сергей Алексеевич Поляков (11.09.1877 -- 1958). Выпускник Новочеркасского казачьего юнкерского училища, он 9 января 1913 года Определением Области Войска Донского Дворянского Депутатского Собрания был причислен к дворянскому роду прадеда, войскового старшины Якова Полякова. Человек достаточно образованный, не лишенный, видимо, литературных увлечений, С.А. Поляков в Турции в беженском лагере Кабакджа входил в состав редакционной коллегии, издававшей при Донском корпусе машинописный «литературно-художественный и исторический» журнал «Донской маяк».

Его сын Павел родился 7 (20) декабря 1902 года на отцовском хуторе Поляков (ныне — Даниловский район. Волгоградской области). Детство его прошло на родном хуторе, а затем он был определен родителями на учебу в реальное училище города Камышина. Отсюда в 1918 году шестнадцатилетний Павел Поляков белым добровольцем ушел на фронт гражданской войны.

В начале 1920 года в рядах 13-го Донского полка (в числе некоторых частей Донской армии, лишенных возможности эвакуироваться из Новороссийска в Крым) Павел Поляков вместе с родителями ушел по Черноморскому побережью Кавказа в Грузию. Через некоторое время из г.Поти, похоронив там мать, вместе с отцом — полковником С.А. Поляковым, перебрался в Крым. Здесь восемнадцатилетний Павел Поляков был зачислен в конвой генерала П.Н.Врангеля.

В начале ноября 1920 года новая эвакуация — из Крыма в Турцию и жизнь в полуразрушенных лагерях бывшей турецкой армии.

В конце 1921 года Поляковы переехали в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где Павел был зачислен в возрожденный Донской Императора Александра III кадетский корпус в г.Белезе (Герцеговина).

В 1924 году, в 35-м выпуске, Павел Поляков окончил кадетский корпус и поступил на отделение филологии философского факультета Белградского университета. По его окончании он становится чиновником министерства Народного просвещения Югославии и одновременно привлекается к работе в литературном бюро югославской скупщины (парламента) в качестве одного из редакторов документов.

Во второй половине двадцатых годов молодой, но уже уверенно заявивший о себе стихами и активным участием в движении «Вольное Казачество», Павел Поляков стал представителем в Югославии журнала «Вольное Казачество». В 1932 году на съезде Вольно-казачьего округа в Югославии он был избран окружным атаманом, каковым оставался вплоть до 1936 года; одновременно, до 1944 года, являясь и руководителем организации «Вольного Казачества» в Югославии.

28 июня 1933 года по инициативе окружного правления и при активном участии атамана П.С.Полякова в Белграде был учрежден «Казачий университет» с целью «...политической подготовки рядового Казачества».

В 1941 году в оккупированной немцами Югославии П.С.Поляков становится руководителем «Всеказачьего Союза», объединившего все казачьи организации в стране. Вместе с тем, как сообщал в № 6 от 15 декабря 1941 года «Казачий Вестник» (г.Прага), «...немецкими властями в Белграде в распоряжение казаков-националистов (руководителя «Всеказачьего Союза» в Сербии П. С. Полякова) предоставлено одно из зданий белградской школы. Таким образом, теперь имеется в Белграде свой «Казачий Дом», в котором помещается и Казачья Канцелярия...». Там же была опубликована и информация о том, что распоряжением руководства «Казачьего Национального Освободительного Движения» (КНОД) в Праге П.С. Поляков назначен руководителем (председателем) КНОД в Сербии.

В апреле 1945 года в составе большой группы активистов ряда организаций казачьего зарубежья П.С. Поляков с дочерью и отцом перебирается в западную зону оккупации Германии и в последующим (более сорока лет) живет, в основном, в Мюнхене (ФРГ).

Как и в двадцатые-сороковые годы, П.С. Поляков принимал активное участие в трансформировавшемся после войны движении казаков-националистов. В 1961 году был избран заместителем председателя «Правительства «Казачьего Национально-освободительного Движения».

Помимо создания своих талантливых поэтических произведений, которые сравнимы со стихами его земляка Н.Н.Туроверова, издания их в периодике и книгах, многие годы жизни П.С. Поляков работал над четырехтомным романом-эпопеей «Смерть Тихого Дона», опубликованного в России лишь после его кончины.

Умер П.С.Поляков 13 октября 1991 года в доме для престарелых, где он провёл свои последние годы, в г.Фрейеинге, и был похоронен в г.Нортике, в Баварии.

(Источник)

 

Сергей Сергеевич Бехтеев (1879-1954) родился в городе Елец Орловской губернии в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в прославленном Императорском Александровском лицее.

Как и многие лицеисты, Бехтеев рано начал писать стихи. К моменту окончания лицея был издан первый сборник его стихотворений. Наиболее известно его стихотворение «Молитва», переписанное от руки княжной-страстотерпицей Ольгой Николаевной Романовой незадолго до мученической кончины.

Судьба Бехтеева-офицера внешне сходна с миллионами русских судеб тех трагических лет. Он вступил в Белую гвардию, а затем был вынужден покинуть Россию.

 

Свщмч. Князь Владимир Палей

 

Мы докатились до предела

Голгофы тень побеждена:

Безумье миром овладело —

0, как смеется сатана!

Эти четыре строки — начало стихотворения, написанного в 1917 году Князем Владимиром Палеем.

За свою недолгую жизнь он успел издать два небольших сборника стихов: один — в 1916, второй — в 1918 году. Он подготовил к изданию и третий, но революционные события не позволили осуществить задуманное…

Родился Владимир Палей 28 декабря 1896 года: его родители — Великий Князь Павел Александрович (дядя Императора Николая II) и Ольга Валерьяновна Пистолькорс. Это был второй, морганатический брак Вел. Кн. Павла Александровича, заключенный вопреки воле императора, они были вынуждены выехать во Францию, где и родился сын Владимир, в 1903 г. — дочь Ирина, в 1905 — Наталья.

Это была удивительно счастливая семья. Любовь и радость сияли вокруг Владимира. Недаром в своих стихах он передает те чувства, которые царили в семье Великого князя. Любимый и любящий сын, находящийся со своими родителями в удивительной духовной близости; заботой и трогательной нежностью проникнуты все его письма в род ительский дом. Вот отрывок из письма от 12.09.1912 г.: «Вот таким образом мамочка, дорогая, и живу себе спокойно, окруженный общей лаской и вашим благо? словением. Но, Боже мой! Как меня по временам, особенно к вечеру, тянет к вам. Как мне хочется обнять тебя, мамочка, а папино чтение послушать; Как мне девочек по временам не хватает. Дай Бог, отпустят на денек раньше 17-го, и мне удастся целых две недели с вами побыть». В 1914 году семье было позволено вернуться в Россию, а в 1915 году Ольге Валерьяновне и её детям от брака с Великим Князем Павлом Александровичем было пожаловано княжеское достоинство и фамилия Палей. Владимир Палей поступает учиться в военное элитное учебное заведение в Пажеский Его Величества корпус. В«Записках кирасира» Владимир Трубецкой писал :«…Это кастовое военно-учебное заведение накладывало на своих питомцев совсем особую печать утонченного благоприятия и хорошего тона. В Пажеском корпусе специальным наукам отводилось должное место, и надо сознаться, что именно из пажей выходили, пожалуй, наиболее культурные офицеры русской армии.» В 1915 году Владимир был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Талант поэта перевешивает в нем, но военную службу оставить Владимир не помышляет, тем более, во время войны, он уходит на фронт.

Спите, солдатики, спите, соколики.

Вам здесь простор и покой

Благословил вас Господь наш Всевидящий.

Миротворящей рукой

Русь защищая, ребята бывалые.

Долго дрались вы с врагом

Спите, родимые, спите, усталые,

Под деревянным крестом.

1915 год Гусарский полк участвовал в оборонительных операциях Северо-Западного фронта и только после тяжелых потерь отошел в резерв. За участие в боевых операциях Владимир получил чин подпоручика и Анненское оружие за храбрость.

Князь Владимир Палей пишет много, пробует себя в раз? личных жанрах. Он особенно сблизился со своим двоюрод? ным дядей — Великим Князем Константином Константиновичем (поэтом К. Р.), влияние которого ощущается в поэзии племянника. В начале 1915 года он перевел на французский язык пьесу Великого Князя «Царь Иудейский» и прочитал ее автору, после чего тот обнял юношу со словами: «Володя, я чувствую, что больше писать не буду… Тебе я передаю свою лиру…» Не случись революционных потрясений, как знать, возможно, Россия обрела бы еще одного талантливого поэта. В 1916 году вышедший первый сборник В. Палея получил много от? зывов. Автор одного — Федор Батюшков писал: «Трудно пре? дугадать дальнейшее развитие таланта, которому пока еще чужды многие устремления духа и глубины души, но задатки есть, как свежие почки на молодой неокрепшей еще ветке. Они могут развернуться и окутать зеленью окрепший ствол». В. Палей был знаком с О. Мандельштамом и посещал Николая Гумилева.

Князь Владимир Палей принадлежал к поколению «золотой молодежи» начала 20 века блестящий, обаятельный, образованный молодой человек с безукоризненными манерами. Судьба дала ему все: ум, красоту, талант, богатство и всеобщую любовь, но самый щедрый дар — трепетная душа поэта. В его душе постоянно присутствует Бог.

Господь во всем. Господь везде:

Не только в ласковой звезде,

Не только в сладостных цветах,

Не только в радостных мечтах,

Но и во мраке нищеты,

В слепом испуге суеты,

Во всем, что больно и темно,

Что на страданье нам дано…

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года кро? вавый маховик был раскручен, и не только его отцу Великому Князю Павлу Александровичу не суждено было вернуться домой.

В 1917 году Владимир ведет дневник- бесценное свидетельство тех страшных дней, которое поражает зоркостью наблюдений и точностью предвидения. «Неужели наши потомки увидят в событиях 1917 года одну лишь удручающую картину? Одну лишь кучку людей, вырывающих друг у друга право на катание на моторах, и то время как страна голодает. а армия целуется с врагом. Неужели те, кто бескорыстно создал революцию, кто следовательно таил в душе блажен ные и светлые идеалы, надеясь на возможность осуществле — ния этих идеалов, неужели эти русские люди не чувствуют, сколько страшен и ужасен переживаемый Россией кризис? Творимое вырвалось из рук творителей… Всей России грозит позор и проклятие. Пора, пора опомниться, если мы не хотим дать миру плевать нам в лицо».

Глава Петроградского ЧК М. С. Урицкий, проводя перепись членов дома Романовых, вызвал и князя Владимира Палея. Он предложил Владимиру подписать от речение от отца: так как Князь Палей носил титул и фамилию матери, он мог избежать черного списка. Владимир был возмущен и счел бесчестным такой поступок, хотя и понимал чем это грозит ему. Весной 1918 года Князь Владимир Палей. Великий князь Сергей Михайлович и три сына Великого Князя Константина Романова были высланы сначала в Вятку, потом к Екатеринбург и. наконец, в Алапаевск последнее место заточения. Из Екатеринбурга он писал: «Я весь дрожал, а когда после Крестного хода раздалось все более и более громкое Христос воскресе!“ и я не? вольно вспоминал заутрени в Париже и в Царском, стало так тяжело, как-будто ангел, отваливший камень от Гроба Господня, свалил его на меня». А в Вятке из-под его пера появились трагические строки:

Немая ночь жутка. Мгновения ползут.

Не спится узнику… Душа полна страданья;

Далеких, милых прожитых минут

Нахлынули в нее воспоминанья.

Мысль узника в мольбе уносит высоко —

То, что растет кругом — так мрачно и так низко.

Родные, близкие так страшно далеко,

А недруги так жутко близко.

Известно, что в ссылке Князь — поэт много и плодотворно работал. По специальному разрешению комиссара юстиции Алапаевска, ему было разрешено посетить местную город? скую библиотеку, он вел дневниковые записи, но на сегодняшний день произведения Алапаевского периода не известны.

Князь Владимир Палей разделил судьбу других Романовых — алапаевских мучеников и погиб сброшенный в шахту 18 июля 1918 года. Тело Князя Палея было вывезено в Китай в апреле 1920 года упокоено в склепе при храме Святого Серафима Саровского в Пекине. Русская православная церковь за рубежом канонизировала Князя Палея 1 ноября 1981 года в сонме Новомучеников Российских.

http://www.svelizaveta.ru/vladpalei.htm

 

Ири́на Никола́евна Кно́рринг (4 мая 1906, в помещичьем имении, в селе Елшанка, Самарская губерния — 23 января 1943, Париж) русская поэтесса.

Дочь профессора истории. Детство и отрочество прошли в Харькове. К тому же времени относятся и ее первые поэтические опыты.

Во времена Октябрьской революции вместе с родителями переехала в Симферополь. Осенью 1920 семья была эвакуирована Русской Эскадрой в Константинополь, далее - в Бизерту. Юность прошла в Тунисе (Северная Африка). Там она окончила школу.

1924 — стихи появились в печати (в пражском журнале «Студенческие годы»). В 1925 переехала в Париж (поступила во Франко-русский институт). Посещала вечера, устраиваемые «Союзом молодых поэтов и писателей Франции», председателем которого первое время был Юрий Софиев. Здесь можно было увидеть Марину Цветаеву со своим мужем Сергеем Эфроном, Куприна, Ходасевича, Адамовича, Георгия Иванова.

1928 — вышла замуж за поэта Юрия Софиева, в прошлом профессионального военного, работавшего в Париже мойщиком стекол.

1929 — родился сын.

Умерла от диабета. Была похоронена на кладбище Иври (под Парижем). Впоследствии ее прах был перенесен на русское кладбище в Сент-Женевьев де Буа.

 

См. также

Белизна—угроза черноте… (М. Цветаева)

Hosted by uCoz